Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 14 февраля 2016 г.

Не только День святого Валентина...

82211
50 лет назад, 14 февраля 1966 года, советские писатели-диссиденты Андрей Синявский и Юлий Даниэль были приговорены соответственно к 7 и 5 годам лагерей. Им инкриминировалась неподцензурная публикация своих произведений на Западе под псевдонимами, что трактовалось как антисоветская деятельность.

В этот же день подсудимые выступили с последним словом. Синявский подверг сомнению саму возможность суда над писателем за его произведения: "В глубине души я считаю, что к художественной литературе нельзя подходить с юридическими формулировками. Ведь природа художественного образа сложна, часто сам автор не может его объяснить. Я думаю, что ежели бы у самого Шекспира (я не сравниваю себя с Шекспиром, никому и в голову не придет), - если бы у Шекспира спросить: что означает Гамлет? Что означает Макбет? Не подкоп ли тут? - я думаю, что Шекспир не смог бы с точностью ответить на это. Вот вы, юристы, имеете дело с терминами, которые чем уже, тем точнее. В отличие от термина значение художественного образа тем точнее, чем он шире".

Даниэль напомнил о временах сталинского террора: "Общественный обвинитель, писатель Васильев, сказал, что обвиняет нас от имени живых и от имени погибших на войне, чьи имена золотом по мрамору написаны в Доме литераторов. Я знаю эти мраморные доски, знаю эти имена павших; я знал некоторых из них, я был с ними знаком, я свято чту их память. Но почему обвинитель Васильев, цитируя слова из статьи Синявского - "...чтобы не пролилась ни одна капля крови, мы убивали, убивали, убивали..." - почему, цитируя эти слова, писатель Васильев не вспомнил другие имена - или они ему неизвестны? Имена Бабеля, Мандельштама, Бруно Ясенского, Ивана Катаева, Кольцова, Третьякова, Квитко, Маркиша и многих других... Эти люди, очевидно, умерли от простуды в своих постелях - так надо понимать утверждение, что "не убивали"? Так как же, все-таки, - убивали или не убивали? Было это или не было? Делать вид, что этого не было, что этих людей не убили, - это оскорбление, это, простите за резкость, плевок в память погибших".

Комментариев нет:

Отправить комментарий