Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 3 декабря 2013 г.

Год Культуры в России и вечный вопрос "что делать?"

2014 год объявлен в России Годом культуры. Уже неплохо. 
            Однако культура в Санкт-Петербурге малодоступна и, как следствие, к ней снижен интерес. А интерес снижен, потому что она малодоступна. Как разорвать этот порочный круг? Два года назад мне говорила одна бабушка, что посещение любого музея в пригороде с внуком им обойдется как минимум в три тысячи рублей. С дорогой, билетами в музей и едой. Эрмитаж уже второй раз за год повысил цены на билеты. Теперь, чтобы всей семьей втроем сходить в музей, надо отдать почти тысячу рублей. Да и книгу дешевле 200 руб. не купить. Это если начинать внедрять культуру с семьи.

             Теперь о школе. Уже много лет перед ней ставят задачу дать знания. Лишь небольшая часть учителей, воспитанная в лучших традициях советской школы, пытается как-то повлиять на души молодых людей, научить их отличать прекрасное от безобразного, хорошее от плохого. Но реалии жизни вносят свои коррективы. Если ты что-то не так сказал ученику, сделал ему замечание, не дай Бог, разгневался, пусть и справедливо, тебя забросают жалобами родители, а то и по судам затаскают. Учитель стал не культурным просветителем, а субъектом образовательной услуги. Отсюда и отношение: потребитель услуги (ученик, родитель), как покупатель, всегда прав. Больно смотреть, как некоторые учителя заискивают перед детьми и их родителями, делают вид, что не обращают внимания на откровенное хамство с их стороны, приспосабливаясь, стараются быть хорошими со всеми и для всех. При этом такой учитель думает, что плетью обуха не перешибешь, а свою нервную систему сохранишь.
              Конечно, силой культуру не привьешь, хотя как сказать. Мое поколение заставляли ходить в музеи, театры, читать книги. Список литературы, обязательный к прочтению летом, был в основном прочитан, т. к. сдавали экзамен в форме сочинения по литературе. Наше мировоззрение менялось в сторону культуры. Справедливости ради замечу, что в последней редакции Закона "Об образовании в РФ" сказано: 
          -  Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства". 
              Отличные слова, сотрясающие воздух, но не систему образования, откуда постепенно исчезает культура вместе с воспитательной составляющей  школьного учебного предмета. Что делать? Менять приоритеты и вкладывать деньги. Не просто увеличивать финансирование на культуру и образование каждый год, а вкладывать большие деньги. Как вложили их в ЕГЭ. И финансы эти были настолько серьезными, что ни отменить ЕГЭ, ни скорректировать его до сих пор не могут. Я уж не говорю об обновленной системе  аттестации учителя, который вынужден собирать баллы, чтобы получить высшую категорию. Одного значка "Почетного работника образования" или "Заслуженного учителя России"ему не достаточно. Вот и уходят из школы достойные учителя, не выдерживая такого подхода. Жаль. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий